Исследовательская деятельность с детьми 5-6 лет
Опыт №1.
Цель: Найти различия песка и глины.
Материал: емкость с песком и глиной, вода, одноразовые ложечки.
А) Потрогать песок, предложить определить, какой он (сухой, сыпучий, много песчинок); попробовать пересыпать его из одной посуды в другую;
Б) потрогать глину, предложить определить, какая она на ощупь (мягкая, пластичная, повторяет форму); попробовать переложить ее из одной посуды в другую.
Определение свойств глины Определение свойств песка
Для определения свойств глины и песка можно использовать другой опыт.
Берем большие прозрачные банки, крышки с трубочкой. Через трубочку создаем «сильный поток воздуха». Дуем на песок. Наблюдаем, что происходит с песчинками? Они легко сдуваются. Затем подуем на глину. Наблюдаем за происходящим: глина не двигается, не сдувается. для полной достоверности проводим такие же опыты с увлажненным песком и глиной.
Вывод: сухие песчинки сыпучие, легкие, могут сдуваться, «убегают от ветра», а частички глины тяжелые, не сдуваются от «ветра».
Опыт №2.
Цель: Определить с помощью лупы, из чего состоит песок и глина.
С помощью лупы рассмотреть песок и глину. Определить, что песок состоит из мелких частичек- песчинок, они не прилипают друг другу, из этого следует, что песок – сыпучий; а в глине не видно мелких частиц, она липкая, вязкая, одно целое.
Вывод: Песок состоит из мелких частичек, а глина – одно целое, поэтому из глины можно что - то вылепить.
Опыт №3. Через что быстрее?
Цель: Определить проходимость воды (через глину)
Материал: одуванчики, песок, сухая и влажная глина, стакан с водой.
В сухой песок пробуем посадить одуванчик. Затем наливаем немного воды в стаканчик с сухим песком. Определяем его состояние (вязкий, мокрый). А что случилось с водой? Она «растворилась» в песчинках. Затем пробуем во влажный песок посадить одуванчик. Дети делают выводы. В какой песок одуванчик сажается легче – в сухой или в мокрый?
Тот же эксперимент проводим с глиной. Наливаем воду в сухую глину. Наблюдаем, что происходит с ней. Дети замечают, что часть воды не проникла в глину. Сажаем одуванчик во влажную глину. Дети делают выводы.
Вывод: Вода проходит быстрее через песок. Во влажный песок растения сажать легче, чем в глину.
Опыт№4. Чей домик крепче?
Цель: Учить детей сравнивать свойства различных материалов, классифицировать их по разным признакам. Углублять представления о свойствах различных материалов. Учить делать выводы и умозаключения по итогам практической деятельности
Материалы: глина, солома, песок
Построить домик из песка, соломы и глины. В процессе испытания на прочность (поливать водой, создать ураган, ветер) ребята определяют, какой материал крепче и почему.
Вывод: Самый прочный из этих материалов - глина
Опыт №5.
Цель: Сравнить свойства глины и камня.
Материал: дощечки для лепки, глина, речной камень.
Предложить детям найти различия между глиной и камнем. Для этого нажимаем на них пальцем. Где осталась ямка от пальца? Какая глина? (влажная, мягкая). Почему на камне не осталось ямки? (сухой, твердый).
Дети берут камни в руки, определяют вес, катают по доске, пытаются отломить кусочек камня. Определяют изменение формы камня. Такие же манипуляции проделывают с глиной. Найти различая между глиной и камнем? Глина отличается от камня тем, что она мягкая, делится на части, меняет форму, из нее можно лепить. Попробуйте постучать комочком глины о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница? Камень твердый, не меняет формы, не ломается.
Вывод: глина – податливая, мягкая, делится на части, камень - твердый, не делится на части, из него нельзя лепить.
Опыт №6.
Цель: Определить, что тяжелее - мокрая или сухая глина.
Чтобы определить, что тяжелее, возьмем в одну руку емкость с сухой, а в другую - с мокрой глиной. Что тяжелее? Почему? Среди сухих частичек прячется воздух, поэтому сухая глина легкая, а среди влажной глины есть вода, поэтому мокрая глина тяжелее сухой. Для этого опыта можно использовать весы. Дети наглядно увидят разницу веса сухой и мокрой глины.
Вывод: Мокрая глина тяжелее сухой, из-за наличия в ней воды.
Опыт №7.
Цель: Показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.
Материал: различные глиняные фигурки (не разрисованные), краски, кисточки, стаканы с водой.
Показать, что фигурку из глины можно расписать красками. Обратить внимание детей на то, что краска хорошо ложится как на просто подсохшую глину, так и на обожженную глину. Предложить детям расписать глиняные фигурки, которые они вылепили сами.
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.